(Статья от 2005 года - Литературная газета )
А ВЕДЬ МОГ БЫ ПОЧИВАТЬ НА ЛАВРАХ...
Кириллу Лаврову – 80!
Многие официальные награды и звания, заслуженные за долгую жизнь, – народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, – достаточные поводы, чтобы принимать поздравления и похвалы.
Весомые основания почивать «на лаврах» (Лавров!), начать заботиться лишь о собственном здоровье, писать мемуары...
Нет, всё это не про Кирилла Юрьевича Лаврова.
Судьба послала ему предназначение не просто стать Артистом. Но стать лицом целого поколения советских людей, выстоявших, победивших в Великой войне, прошедших нелёгкие десятилетия второй половины XX века.
Нелегко и не сразу определил он свой путь. Родился в актёрской семье, но мечтал стать капитаном дальнего плавания... Хотел уйти на фронт, с нетерпением ждал совершеннолетия, но успел лишь поработать токарем на заводе в Новосибирске в эвакуации и закончить авиационно-техническое училище.
А судьба словно звала и настаивала: ты должен со сцены выразить своё представление о жизни, свои идеалы. Надо было услышать эти голоса.
Ему не довелось профессионально учиться «на артиста». Он учился у жизни, у природы, у коллег, у друзей и недругов. И стал артистом сам.
С 1955 года (ещё один юбилей), ровно полвека, он актёр и долгие годы верный соратник Георгия Александровича Товстоногова в одной из лучших трупп страны, Большом драматическом театре.
Не случайно именно с лицом Лаврова оказался пролетарий Нил в питерских «Мещанах». А их с Товстоноговым знаменитая мизансцена: Нил, удобно рассевшийся на фортепьяно, перекрывший, заглушивший собой музыку, задолго до наступления времён свободных переоценок и разоблачений стал гениальным знаком грядущего Хама.
Но и Ленин в ту пору, когда все ещё у нас считали его идеалом человека, образцом чистоты и мудрости, на многие советские годы был воплощением именно Лаврова и в кино, и в театре. И русский многострадальный солдат Синцов в симоновских «Живых и мёртвых», и великий мечтатель, авиаконструктор Башкирцев в «Укрощении огня», прообраз Королёва, тоже были сделаны из плоти и крови Артиста Лаврова.
Образ настоящего Мужчины, олицетворённая мужественность, человеческая надёжность и порядочность – вот что всегда стоит за его героями.
Герои Лаврова естественно старятся, но на удивление красиво. Последний его сценический герой Маттиас Клаузен в драме Г. Гауптмана «Перед заходом солнца» трагичен, но и прекрасен в своей последней любви.
Сейчас часто слышится: кончились актёрские амплуа… любой хороший актёр может играть всё… Да и понятия «герой», «положительный герой» стали уходить из жизненной и театральной практики.
Кирилл Лавров нечасто теперь появляется в новых ролях, редко снимается; он признаётся, что не понимает идущего уродливого капитализма, не принимает его героев.
При свойственном ему «самоедстве» и всегда одолевающих сомнениях он не может делать того, во что сам не верит, не исповедует.
Но ведь на Руси искони ценились такие лучшие человеческие качества, как патриотизм, верность, порядочность.
А раз так, то всегда были в особой цене актёры, сами обладающие этими качествами и способные воплотить их на сцене ли, на экране. Это в России родилось амплуа социального героя, и принадлежало оно всегда немногим. Лучшим из лучших. Среди них, конечно же, всегда был и остаётся сегодня Кирилл Лавров.
Не случайно именно он возглавил БДТ после ухода Учителя. Тогда он настоял на том, чтобы осиротевший коллектив тайным голосованием выбрал себе художественного руководителя. Его и выбрали – единогласно, ни одного голоса против. Не случайно же он председательствует в Международной конфедерации театральных союзов СНГ. Ещё одна боевая передовая. Кирилл Лавров живет, работает, репетирует.
Он, как и прежде, как всегда, лидер и боец. Актёр милостью Божьей. Социальный герой.
2005 год. Анна КУЗНЕЦОВА
|
|