(Статья от 15.09.2000 - Санкт-Петербургские ведомости )
Лавровый венок Лаврову.
Художественному руководителю БДТ имени Г. А. Товстоногова сегодня исполняется 75 лет Был такой обычай в старом русском театре _ бенефицианту на круглые даты преподносили лавровый венок. Как победителю и триумфатору от благодарной публики. И ценилась такая награда едва ли не больше, чем золотые портсигары и перстни с драгоценными камнями.
В XX веке, почти половину которого прослужил Кирилл Лавров в одном театре, венками уже не награждали. Попробуем сегодня сплести Лаврову наш собственный лавровый венок, тем более, что все остальные самые почетные награды, премии и звания (от Героя Социалистического Труда до Почетного гражданина Санкт-Петербурга) у него уже есть. Листками этого венка станут поступки и достижения, определившие жизнь нашего героя.
Первым из таких поступков стало решение (вопреки воле отца, народного артиста СССР Юрия Сергеевича Лаврова) связать свою жизнь с театром. Участия в художественной самодеятельности военного городка на Дальнем Востоке, где Лавров проходил службу после обучения в Астраханской летной школе, оказалось достаточно, чтобы мечты об офицерской карьере были забыты. Театр поманил к себе неудержимо. Сказалась, видимо, наследственность не только по отцу, но и по линии матери, известной актрисы, мастера художественного слова Ольги Ивановны Гудим-Левкович. После пяти лет работы в Киевском театре имени Леси Украинки (где он постигал азы профессии, получая бесценные практические уроки у таких корифеев сцены, как К. П. Хохлов, М. Ф. Романов, Ю. С. Лавров) Кирилл перебрался в родной город и был принят в труппу БДТ. Так к тридцати годам наш герой стал актером одного из самых знаменитых театров страны. Правда, дела в театре в тот момент шли не блестяще, но для молодого актера и роли нашлись, и перспектива открывалась хорошая. А на следующий год в театре появился новый главный режиссер.
И вот здесь Лавров чуть было не совершил поступок, о котором пришлось бы сожалеть всю оставшуюся жизнь. Товстоногов начал с радикального обновления труппы. Со свойственным молодости максимализмом Лавров не стал дожидаться "черной метки", а сам явился к новому главному с заявлением об уходе. Какой-то момент Товстоногов колебался _ не было у этого молодого актера ни опыта Ефима Копеляна, ни ранней славы Владислава Стржельчика. Но что-то, видимо, было, потому что режиссер посоветовал не спешить с уходом _ уйти, мол, вы всегда успеете, попробуем поработать вместе, вдруг у нас что-нибудь получится. Что в итоге получилось мы теперь знаем.
Сорок пять лет в одном театре, из них больше тридцати в самом тесном сотрудничестве с Товстоноговым. Около сотни ролей, порой совершенно неожиданных и для публики, и для самого актера. Самой природой Лавров был вроде бы предназначен на роли исключительно положительных героев _ "наших современников" _ мужественных, обаятельных, честных, надежных в работе, дружбе, любви. И он сыграл их немало, научившись преодолевать стереотипы скучной однозначности. Во многом благодаря поразительной способности Лаврова быть предельно искренним и честным перед самим собой и зрителем такие спектакли, как "Правду, ничего кроме правды" или "Протокол одного заседания" выходили за рамки театральной публицистики, становились событиями художественной жизни. Даже при исполнении роли В. И. Ленина, где "границы дозволенного" были особенно жесткими, Лаврову удавалось довольно прозрачно намекать на противоречивость и трагическую сложность своего персонажа.
Товстоногов очень рано почувствовал опасность, которая таится в привычке к амплуа положительного героя, и еще в 1962 году заставил Лаврова сыграть роль Молчалина в "Горе от ума". Никто (и меньше всего сам актер) не мог тогда представить, что такое возможно. Но в результате роль стала одной из определяющих смысл этого легендарного спектакля.
Следующим этапом стал Нил в "Мещанах", где заданная автором "положительность" героя, его несокрушимое телесное и душевное здоровье превращались вдруг в свою противоположность, несли "трагическую вину".
После "Мещан" стало очевидно, что Лавров так же необходим Товстоногову в постановках классики, как и в современных пьесах. Герои произведений Гоголя, Чехова, Горького, Шолохова на долгие годы стали постоянными собеседниками актера.
Несколько листков в нашем лавровом венке следует оторвать от театра и отдать кинематографу. Снимали Лаврова много и охотно. Да иначе и быть не могло при том спросе на положительного героя "с человеческим лицом", которым всегда отличался советский кинематограф. Конечно, Лаврова пытались "поставить на конвейер", нещадно эксплуатируя его обаяние и искренность. Но и здесь актеру удавалось то и дело разрушать стереотипы, создавая штучные работы "высшей пробы" _ Синцов в фильме "Живые и мертвые", Лапин в "Верьте мне, люди", Виктор _ "Долгая счастливая жизнь"... С возрастом актер становится все разборчивей. На экране появились его Иван Карамазов, граф Карнеев в фильме "Мой ласковый и нежный зверь", Пахульский в "Чайковском".
Внешне карьера Лаврова складывалась благополучно. Обилие ролей в театре и кино, избрание депутатом в Советы разных уровней и делегатом партийных съездов, высокие посты в ВТО и СТД... Но мало кто знает о том, что кресло руководителя БДТ ему предлагали задолго до смерти Товстоногова. Ленинградское партийное начальство, недовольное строптивым режиссером, прозрачно намекало Лаврову, что если он поможет организовать и возглавит внутритеатральную оппозицию Товстоногову, то благодарность будет беспредельной. Лавров ответил таким резким отказом, что дальше намеков дело не пошло.
Когда рухнула партийно-государственная система, охотников сводить с Лавровым счеты не нашлось. Даже те, кто завидовал его успехам (без этого в театре не бывает) понимали, что в основе лежат реальные творческие достижения. Что высокое свое общественное положение Лавров всегда использовал только для блага ленинградского театра и помощи тем, кто в ней особенно нуждался. Именно это, а не награды и звания обеспечили Лаврову высокий авторитет в театральном мире.
Став (по настоятельному требованию коллектива) художественным руководителем БДТ, Лавров сделал все, чтобы сберечь товстоноговские традиции, сохранить созданный мастером ансамбль. Благодаря его усилиям БДТ удалось избежать печальной участи знаменитых московских театров, которые погрязли в скандальных разборках и разделах. Но время безжалостно: уходили из жизни актеры, вместе с ними уходили в историю спектакли. Товстоноговского БДТ больше нет _ сам Лавров сознает это лучше, чем кто-либо другой.
В прошлом году на пресс-конференции перед открытием сезона Лавров заявил о том, что собирается оставить пост художественного руководителя. Он считает свою миссию выполненной _ за десять послетовстоноговских лет театр ни разу не опустился до смакования чернухи, порнухи, псевдоразоблачительного политиканства (хотя время провоцировало на это), репертуар пополнился спектаклями по пьесам Шекспира и Шиллера, Горького и Островского, Брехта, Эдуардо де Филиппо. Постановки осуществляли такие опытные мастера режиссуры, как Темур Чхеидзе, Адольф Шапиро, и молодые, но уже громко заявившие о себе Григорий Дитятковский и Григорий Козлов.
В конце сезона состоялась премьера спектакля "Перед заходом солнца", в котором Кирилл Лавров сыграл главную роль. Сыграл так, что его Маттиус Клаузен по праву занял свое место в ряду творений таких актеров, как Астангов, Симонов, Царев. Роль оказалась необычайно близка самому Лаврову, который, как и его герой, ощущает себя хранителем бесценных духовных сокровищ, ответственным за то, чтобы они попали в надежные руки.
Это еще один листок в лавровом венке нашего сегодняшнего виновника торжества. И далеко не последний, судя по той энергии и молодому задору, с которыми он выходит на сцену.
15.09.2000 Владимир Полушко.
|
|