( Статья от 15.09.2005 - Новые известия. )
Правильная жизнь правильного человека
Кириллу Лаврову - 80 лет!
Сегодня в Санкт-Петербургском БДТ им. Товстоногова пройдет юбилейный вечер, посвященный 80-летию руководителя театра и его ведущего актера - Кирилла Лаврова. Накануне юбиляр вышел на сцену в новой роли в лирической комедии Рональда Харвуда "Квартет".
Пожалуй, из всех эпитетов к Кириллу Лаврову больше всего подходит определение "правильный". Он - тот, о ком мечтают, чтобы был рядом в любом качестве: друга, соратника, коллеги. Мужчина, о котором каждая женщина грезит для своей дочери. Правильный человек, правильная жизнь. "Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел" - это о Лаврове. Театральное детство в семье известных актеров. Эвакуация в Новосибирск. Попытки во что бы то ни стало попасть на фронт. Вступил в комсомол, чтобы взяли в группу добровольцев, готовящихся для заброски в тыл врага. Не успел. Окончание войны встретил в военном училище, и его отец был уверен, что из него выйдет неплохой офицер. Впрочем, Лавров за что взялся, то делает на совесть (идет ли речь о вождении машины, об игре в футбол или об общественных обязанностях). Судя по спортивной выправке и стати Лаврова и его уважению к любой дисциплине, страна действительно потеряла достойного военного, но приобрела замечательного актера.
В неверном актерском мире больных самолюбий, блуждающих звезд, игроков, которые снова и снова идут ва-банк, Кирилл Лавров кажется чем-то вроде полярной звезды - неизменно и ровно сияющей на небосклоне. Все эти человеческие качества актера сполна использовал и кинематограф, и театр. Всем своим героям он дарил свою "правильность" как передается в семье какая-нибудь фамильная драгоценная черточка - полуулыбка или прищур глаз. Все сыгранные им партийные деятели (вплоть до Владимира Ильича) получали это "лавровское" обаяние "хорошего человека" как лавровый венок.
Однако Георгий Товстоногов - режиссер, которого Кирилл Лавров выбрал однажды и на всю жизнь, - умел этой неизменяемой правильности найти неожиданную подсветку. Театральной легендой стал Лавров-Молчалин в "Горе от ума". Хрестоматийный образ глуповатого подхалима обрел иной масштаб и объем. Этот красивый корректный молодой человек казался умнее всех действующих лиц пьесы. Он хорошо понимал время, в которое ему выпало жить, принимал его правила и играл по ним с профессиональной гордостью игрока и работника. Он презирал Чацкого именно за его неумелость и никчемность. Он пытался ему по-своему помочь и видел обреченность этих попыток. Профессиональным чиновником был и его Городничий в "Ревизоре". Его пугали и выбивали из колеи не столько "непорядки", сколько неправильность ситуации, нарушение незыблемых норм. Его Петр в "Мещанах" был человеком, который сделал себя сам и потому с кровью и болью пытается выбраться из семьи, с которой сроднился, и потому так мучительно и страшно - по-живому - приходится отрезать ее от себя.
Человек долга, человек слова, человек чести, Кирилл Лавров обладает уникальным даром принять любой жизненный поворот и не поступиться своими правилами и ценностями. Вокруг вишневые сады-театры трещат от топора и ставшие хозяевами Лопахины уже напустили дачников из антреприз. Он же сохраняет БДТ, который принял и в память Товстоногова, и в силу простейшего мужского и офицерского - если не я, то кто же?
Оглядываясь на длинную - в 80 лет - прожитую им жизнь, удивляешься ее ровному течению, удивляешься цельности этого характера и дару мастерства.
Одной из любимых ролей последних лет стал для него Матиас Клаузен в спектакле "Перед заходом солнца" Гауптмана. Его Матиасу естественно держать спину и четко выговаривать слова - он не заботится о хорошем воспитании, он не может вести себя по-другому. Мастер прекрасной и наследственной школы Кирилл Лавров играет, как живет, - с тем сочетанием бесстрашия и благородства, которые, видимо, и называют классикой.
15.09.2005
|
|