( Статья от28.04.2007 - Московский Комсомолец )
“После последнего спектакля он уехал домой счастливым”
Ровно месяц назад, 27 марта, умер Михаил Ульянов. На его похоронах Кирилл Лавров, приехавший из Петербурга, сказал: “Мы были как братья”. Месяц спустя, 27 апреля, умер Кирилл Лавров. Чудовищное совпадение — в один день ушли из жизни два огромных артиста, две личности, два Понтия Пилата.
В Питере, в театре БДТ на Фонтанке, паника и растерянность. Телефоны или выключены, или беспросветно заняты. Сначала дозвонившиеся счастливчики нервно кричат в трубку:
— Это правда?
Услышав тяжелый ответ, затихают. Но все равно им не хочется верить. Не хочется верить и мне, и всей стране, что Кирилла Лаврова больше нет. Нет?!!
Сухопарый. Сдержанный и даже молчаливый. Заядлый курильщик. Кепочка сдвинута на глаза. Идет по Фонтанке, и никогда не подумаешь — матерый человечище, гигант. Нет — просто петербуржец, просто интеллигент в недорогом пальто. Входит в свой театр, первым делом поднимается в “лягушатник”. Так здесь актеры называют предбанник перед буфетом, возле лифта. Здесь пьют кофе только курильщики. И он любил посидеть вместе со всеми. Потому что считал себя таким же, как все, — не худруком, хотя был им 18 лет, не начальником актерской братии, а тем самым артистом, который пахал на сцене честно.
Он не имел актерского образования и до последнего дня комплексовал по этому поводу. Напрасно! Как играть, а точнее, жить на сцене, у него мог поучиться любой дипломированный специалист или коллега со званиями и премиями.
Грандиозно играл 70-летнего Маттиаса Клаузена в “Перед заходом солнца”. Это была его лебединая песня о последней любви.
Из разговора:
— Знаешь, что меня больше пугало и останавливало? Что эту роль до меня играли глыбы — Астангов, Царев, Симонов. Говорят, Шушкевич в этой роли был гениален. Все это знаковые фигуры. А я?..
Сейчас бы я ему сказала: а вы, Кирилл Юрьевич, никакая не знаковая, а суперзнаковая фигура, и у меня перехватывает горло, когда во втором акте вы бросаетесь с ножом на портрет покойной жены. Я даже слышу, как зал сглатывает комок. Необыкновенной трагической силы сцена, которая показала Лаврова-трагика. Он трагичен и в фильме “Мастер и Маргарита”.
Последняя роль в кино — диктор в блокадном Ленинграде. Он умирает на рабочем месте, у микрофона. Как будто пророческая роль, и мне хочется попросить Кирилла Юрьевича: “Лучше бы вы не брались за нее, а сыграли ту, что в спектакле “Квартет” по пьесе Харвуда”. Веселая мелодрама про стариков, которые учатся достойно доживать. Уже не попрошу…
Никому не надо доказывать ни до, ни тем более после смерти, что Лавров — великий артист. Услышь он о себе такое — смутился бы, как всегда, махнул бы рукой: “Да брось ты…” До сих пор не могу понять, как в этом великом уживались два других — суперскромный и суперчестный. И суперсовестливый.
Из разговора:
— Когда на съезде Верховного Совета захлопали и унизили Сахарова, вы присутствовали?
— Тогда зал был разделен на две части — одна захлопывала, другая — демократически настроенные люди… Все правильно. За такие моменты приходится раскаиваться всю жизнь. Я тоже считаю, что когда была устроена обструкция Андрею Дмитриевичу, то какую-то акцию мы должны были сделать… Но не сделали… Стыдно… До сих пор.
В последний раз он вышел на сцену 24 марта в спектакле “Квартет”. До этого семь месяцев не выходил, болел. Некоторые подписали Лаврову смертельный приговор — еще бы, диагноз “лейкемия” не давал никаких надежд. Но он вырвался из смерти. Курс интенсивной терапии, затем операция по пересадке костного мозга. Костный мозг дала дочь Маша, и, о чудо, — анализы показали, что болезнь отступила.
И вот последний спектакль артиста. В театре вспоминают, что играл блестяще. В зале было много врачей, которые спасли ему жизнь. После спектакля посидели. Он уехал домой счастливый, без каких-либо признаков обреченности. Только исхудавший очень. За это время он не пропустил ни одного матча своего любимого “Зенита”. И не бросил курить. Постоянство в привычках — отличный признак жизнелюбия. А он любил жизнь, хотя знал ей цену и все про нее понимал. И про себя тоже.
Последний кадр “Мастера и Маргариты” — Пилат уходит по Млечному пути. Бредет по звездам, в бесконечность. Наверное, уход Кирилла Лаврова был так же тих и красив.
28.04.2007 Марина РАЙКИНА.
|
|