( Статья от 15.09.2000. Невское время )
Народный артист
Каюсь - в пору нашей студенческой театральной юности, влюбленные в молодых тогда актеров БДТ, среди которых был и Кирилл Лавров, мы относились к нему несколько настороженно. Нашими кумирами были Юрский, Стржельчик, Луспекаев, Лебедев. А Лавров стоял как-то особняком. Для вечно фрондирующей молодежи он был слишком "правым", да к тому же не богемен, не элитарен, даже театрального образования у него нет. Все понятно - Товстоногову нужен артист на роли секретарей партячеек, командиров взвода, надо сыграть Лицо от театра в конъюнктурном "датском" спектакле "Правду! Ничего, кроме правды!", надо же кому-то олицетворять нашего героического современника именно с таким вот вздернутым, задорным носом, ясными глазами и неотразимой улыбкой. Таковы были правила игры в искусстве эпохи построения коммунизма. Но нам-то принимать эти правила игры совершенно не хотелось. Мы, как это свойственно молодым, многое упрощали, а многого попросту не знали и не интересовались.
Из беседы Лаврова с журналистами накануне 75-летнего юбилея: "Главным событием в моей жизни была война. Она во многом и определила мою биографию, прежде всего оттого, что я остался жив. Я рвался на фронт, добровольно ушел в армию в 1943 году. Хотел действительно, без громких слов защищать родину. И не я один. Это было определяющее настроение среди молодежи. Могло бы и не быть никаких юбилеев. Лежал бы под Курском или Сталинградом, как лежат там мои сверстники".
Правда и тогда, в 60-х, невозможно было не поддаться лавровскому обаянию, остаться равнодушным к его Славе из "Пяти вечеров" Володина, не поверить, что где-то и впрямь существуют такие надежные, честные, волевые люди, как Платонов из "Океана"Штейна. Лавров творил советский театральный миф талантливо и искренно, опираясь на свой "актерский ум", который сразу заметил в нем Товстоногов, а мы признали только много лет спустя. Правда, и тогда его Молчалин в "Горе от ума" стал театральной сенсацией: Товстоногов и Лавров с обезоруживающей простотой и убийственной логикой показали изнанку того же мифа, воспользовавшись хрестоматийным грибоедовским героем. А потом последовали чеховский Соленый и горьковский Нил и стало совсем ясно, что перед нами большой артист, и все разговоры о конъюнктурности положения Лаврова в труппе БДТ как-то сами собой затихли. Нет, он продолжал играть в театре и кино комиссаров, секретарей парткомов, героев труда и военачальников, но это уже никого не смущало. Крупный масштаб его дарования уже был выявлен. Он все больше втягивался в общественно-политическую, партийно-функционерскую деятельность, вернее, его втягивали, им там, наверху, тоже нравилась его улыбка в сочетании с серьезностью, надежностью, мужской основательностью. Оказалось, что эти качества у него не театрально-декоративные, а реальные, что он действительно такой, болеющий за общее дело, за страну, за все ее бесконечные беды. Конечно, не безгрешный, не прямолинейный, не однозначный, но по сути - такой. За долгие годы не слышал я ни одного худого слова об общественной деятельности Лаврова. Это о многом говорит.
И поэтому никто особенно не удивился, когда Кирилл Юрьевич взвалил на себя после смерти Товстоногова почти непомерный груз - художественное руководство прославленным театром. Взвалил нехотя, сопротивляясь, дважды настояв на закрытом голосовании труппы. Выбрали чуть ли не единогласно. Опять он оказался востребован временем и понес этот свой крест с редким достоинством и добросовестностью.
Из беседы с журналистами: "Для меня сейчас огромная проблема, что товстоноговские спектакли уходят. Уже почти все ушли. Осталось только два. Мы их сохраняем, как только можем. Хотя я понимаю, что для людей, которые приходят с улицы, купив билеты, странно видеть, как старые актеры стремятся играть людей гораздо моложе своих лет. Поэтому перед началом "Дяди Вани" я обращаюсь по микрофону к зрительному залу: "Милые мои, простите нас. Спектакль поставлен Товстоноговым много лет назад, мы, конечно, постарели за эти годы, но сохраняем этот спектакль в память о нашем учителе. Поэтому, пожалуйста, забудьте, что нам намного больше лет, чем тем, кого мы играем. Посмотрите на мастерство режиссера". И смотрят, и овации, и встают люди в зрительном зале... А "Мещане", которых мы восстановили после долгого перерыва и мне было тогда уже лет 65, а я играл Нила. Восстановили на один вечер у нас, а потом еще раз в Москве сыграли. И какой гром стоял в финале. Это спектакли-легенды, и выстроены они так мощно, что позволяют забывать о возрасте артистов".
Руководя театром, Лавров играет большие, крупные роли: Президент в "Коварстве и любви", Кэббот в "Любви под вязами" и совсем недавняя работа - Матиас Клаузен в "Перед заходом солнца". Все это сделано уже без Товстоногова, но художественный уровень, чувство меры, вкус - те товстоноговские, из вдохновенных 60-х.
Сегодня Лавров - хранитель традиции, оберегатель очага, в котором он старается поддерживать творческий огонь в надежде, что вот-вот появятся новые созидатели и раздуют этот огонь и он вновь будет гореть, согревая тысячи людей. Он надеется, но не обольщается. В Лаврове очень, по-моему, ценна эта спокойная рассудительность, с годами обернувшаяся мудростью. И слава Богу, нет старческой благостности и отстраненности.
Из беседы с журналистами: "В старости нет ничего хорошего. Это печально, но это так. Единственно успокаивает то, что с возрастом приобретаешь право говорить то, что хочешь, не оглядываясь ни на что. Все остальное скверно. Когда справлял 30-летие или даже 50-летие, было гораздо лучше. Так что пользуйтесь тем, что вы живете, и не думайте, что перед вами вечность. Старайтесь использовать каждый день и каждую минуту, чтобы чувствовать, как прекрасна эта штука - жизнь".
Из рассказов секретаря Лаврова Ирины Шимбаревич: "Когда оказываешься с ним где-нибудь в общественном месте - на улице, в магазине - его сразу узнают, только не верят, что это он, Лавров, вот так просто идет себе по улице без охраны и толпы поклонников. Однажды идем в толпе мимо Апраксина двора и слышу: "Смотри, смотри, как мужик на артиста похож".
Он и впрямь артист из толпы - народный артист.
15.09.2000 Александр УРЕС
|
|