( Интервью от 10.04.2001 - Стенография программы Вечера в Политехническом )
«Счастлив, что попал в лучший театр, и работаю в нем сейчас...»
Люди быстро привыкают к хорошему. А к хорошей традиции, тем более. Мои знакомые вот уже два месяца, встречая меня, спрашивали об очередном «Вечере в Политехническом». Я ничего конкретного сказать не мог, ибо сам ждал очередного праздника в зале ИМОП. И, наконец, долго ожидаемый вечер состоялся. И хотя обещанное порою расходится с реальным —ждали композитора Исаака Шварца, а встретились с бардом Юрием Кукиным и актером Кириллом Лавровым, зал был переполнен.
Для меня, как и для многих зрителей, встреча с актером Кириллом Лавровым была встречей с нашей молодостью, встреча с теми временами, когда рев ракетных двигателей сочетался со спокойным голосом их Главного конструктора ,а героя фильма «Укрощение огня» Башкирцева воспринимали как знаменитого Сергея Королева.
Начало встречи с Кириллом Лавровым оказалось неожиданным: у него «Вечера в Политехническом» вызвали воспоминания о съемках в фильме «Медовый месяц». Тут же он выразил сомнение в том, что кто-то помнит это время. Оказалось —помним! Автор этих строк, в ту пору студент первого курса, помнит съемки сцен фильма в нашем актовом зале. Правда, в памяти остались главные герои, роли которых играли Павел Кадочников и Людмила Касаткина. А герой нашего вечера вместе с женой снимался в массовке.
Хотя наш герой родился в актерской семье, стать актером он не собирался. Служба в армии на острове Итуруп, одном из островов Курильской гряды, и участие в самодеятельности подвигло его на попытку поступить в театральный институт. Выслушавший его Л.Ф.Макарьев сказал: «Идите на конкурс». «Но у меня нет аттестата зрелости!»—растерянно сообщил молодой Лавров. Сразу же последовал совет: «Тогда идите по пути русских актеров —сразу в театр». Но театр Ленинского комсомола, которым руководил тогда Георгий Товстоногов, не стал родным домом для Кирилла Лаврова. Режиссер, предупрежденный о появлении просителя —нахального молодого человека, не имеющего «никаких данных», сбежал. Потом была работа в театре у К.П.Хохлова в Киеве. Судьба все равно связала с Товстоноговым. Когда Хохлов уехал в БДТ и наш герой оказался в 1955 году в Ленинграде. С тех пор его жизнь вот уже 45 лет связана с БДТ.
—Так уж получилось, что образования высшего я не получил. Жалею об этом.
Самые лучшие годы в жизни —это студенческие годы. Это самая важная, самая интересная, самая определяющая часть жизни. Я же провел эти годы в армии. Не хочу сказать, что эти годы прошли даром. Тогда и армия была другой, и люди были другими .Все-таки основное —быть человеком. А диплом ...? Ну что ж, о дипломе меня спрашивали только до первого звания.
Жизнь такого актера как Кирилл Лавров, неразрывно связана с жизнью нашей страны, и его роли —это роли наших со временников. Целая эпоха его жизни —это фильм «Укрощение огня». Актер рассказывал о встречах с космонавтами на съемках фильма, сожалел о судьбе космической станции «Мир» и гордился тем, что его пригласили на юбилей С.П.Королева и посадили в кресло на месте Главного конструктора.
Студентов всегда волнует вопрос первой любви. И Кирилл Юрьевич не обманул их ожиданий. Его первая любовь — Ляля —поразила его во втором классе.
Многим Кирилл Лавров знаком и по ролям вождя мировой революции В.И.Ленина. Конечно, не обошлось и без вопросов на эту тему.
— Впервые с ролью Ленина я столкнулся в 60-х годах. Работать было интересно. Каким был Ленин? Однозначно сказать нельзя. Это контрапункт. Первой ролью была роль в пьесе «Защитник Ульянов», потом у М.Шатрова — «Перечитывая заново». Хотелось показать Ленина живым человеком. Я всегда был против монументальности. Искал живые черточки. Работать было интересно. С тех пор прошло тридцать лет, но сыграл бы эту роль и сейчас. Такая роль —большое поле для изуче ния личности...
Кто назначал на эти роли? Режиссер. В театре у нас, кроме Г.А..Товстоногова, никто не утверждал на такую роль. В кино проблемы, конечно, были.
Актер рассказывал о своей работе с К.Симоновым и А.Столпером в фильме «Живые и мертвые», о своем взгляде на суеверия (число 13 любит, но черных кошек, перебегающих дорогу,—не любит), своем гороскопе (он родился под знаком Девы), своем разумно-оптимистическом взгляде на жизнь, о своих спортивных пристрастиях (ярый болельщик «Зенита », надеется на его призовое место в этом чемпионате).
Даже коварный вопрос: «Когда было интереснее играть: в СССР или в новой России?»—не вызвал раздумий у Кирилла Лаврова.
—Играть было интересно ВСЕГДА. Зритель изменился, но нет особых оснований связывать это с изменением строя. Появилось новое поколение со своей точкой зрения, своим представлением о драматургии, театре и поведении в зрительном зале. Дамы в вечерних платьях, сумочками, в туфлях на высоком каблуке. Мужчины в своих лучших костюмах. Потом появились джинсы, экстравагантная одежда. Кажется, сейчас снова возвращается то время, когда в театр идут как на праздник...
Конечно, разговор зашел и о нынешнем состоянии петербургских театров.
—Общее состояние довольно высокое. Искусство ведь не движется по прямой. Всегда есть подъемы и спады. Должна придти новая плеяда талантливых артистов, художников, режиссеров и драматургов. Хотя сейчас спад и трудно говорить о высоком уровне искусства, но мы живем в ожидании и предвкушении очередного подъема...
Кирилл Юрьевич рассказал о своей последней работе в БДТ —роли Матиаса Клаузена в пьесе Г.Гауптмана «Перед заходом солнца» и о новой постановке «Федры», которую в начале не приняли зрители. Но потом все-таки у пьесы по явились «свои зрители», посещающие спектакли по нескольку раз. Вопрос: «Счастливы ли вы?»— вопрос философский, и ответить на него можно только в конце жизни.
—Наверное, я счастлив. Счастлив, что остался жив на войне. Счастлив, что попал в лучший театр, проработал в нем 45 лет и работаю сейчас. Разве это не счастье? Про всю жизнь не могу сказать. Да и никто из вас не сможет сказать.
А в конце вечера —награда — исторический значок выпускника Политехнического института и традиционный букет цветов.
10.04.2001.
|
|