( Интервью от 15.09.2005 - Новый стиль)
Кумир нашего времени
15 сентября Кириллу Лаврову, художественному руководителю Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова и одному из самых любимых актеров кино исполнилось 80 лет. Офицер по первой профессии, актер по призванию, он более полувека служит театру, сыграл десятки ролей в кино.
Лавров дважды «Ленин советского кинематографа», и еще два раза он играл вождя на сцене. Правда, это чуть было не испортило ему карьеру. В то время про актеров, которым давали такую роль, многозначительно говорили: оказали доверие на самом высоком уровне. Чтобы не смазать образ вождя другими характерами, ему хотели запретить играть всех, кроме Ленина.
«80 лет - очень много, по сути, жизнь прожита, каждый день - подарок господа Бога, и ничего радостного в этой дате я не вижу. Единственное, что мне приятно, хотя и утомительно, - огромное внимание, которое уделяется моей скромной персоне. Значит, все это не просто так, значит, за 80 лет удалось сделать что-то доброе для людей, раз они так внимательны ко мне.
Я рад, что еще до сих пор мне удается репетировать, вылезать из кабинета, идти на сцену и играть. 14 сентября, накануне моего дня рождения, мы - Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих, Зинаида Шарко и я - сыграем премьеру спектакля «Квартет» по пьесе Харвуда, лирическую комедию о пожилых артистах в доме для престарелых. Мы хотим напомнить вам то время, когда голоса наши были сильны и, я осмелюсь сказать, прекрасны. С тех пор прошло много лет. Но душой мы не изменились»
С 1950 по 1955 год Лавров работал в Киеве.
Сначала играл в массовках, потом стал получать более заметные роли. В 1951 году в Киев приехала выпускница Школы-студии МХАТ Валентина Николаева, вскоре ставшая супругой Кирилла Юрьевича. Вместе они играли в пьесе Гольдони «Слуга двух господ» (он – Сильвио, она – Клариче) и в спектакле по пьесе Всеволода Иванова «Бронепоезд 14-69». Вскоре у них родился сын Сергей, и в сентябре 1955 года супруги переехали в Ленинград, куда их пригласил Константин Павлович Хохлов, назначенный художественным руководителем БДТ – Ленинградского академического Большого драматического театра имени М. Горького (с 1992 года театр носит имя Георгия Товстоногова). С тех пор творческая биография Кирилла Юрьевича Лаврова неразрывно связана с этим театром – с 1989 года и по сей день он является его художественным руководителем.
- Вы бывший военный. А как началась ваша артистическая карьера?
Жизнь такая короткая, но в то же самое время вмещает в себя колоссальное количество событий. Выделить что-то главное очень трудно. Но в выборе мной профессии, наверное, все-таки сработал генетический фактор. Оба мои родителя были актерами. Но, несмотря на это, никакого влечения к театру я не испытывал.
В военное время я хотел завербоваться добровольцем на фронт, но меня отправили в авиационно-техническое училище, которое я закончил в день окончания войны.
После училища меня отправили на Дальний Восток, где я отслужил 5 лет. Вот там-то я стал впервые участвовать в театральном кружке.
Во мне просто какая-то страсть к театральному делу проснулась. И когда я вернулся в Ленинград, я уже знал, что я хочу делать. Но в институт я не поступил, потому что не окончил школы. Нужно было или идти в вечернюю школу, или сразу начинать работать в театре. Тогда в Ленинград приехал киевский Русский драматический театр имени Леси Украинки, в котором работал мой отец. Кстати, отец был очень против того, чтобы я становился актером.
Поэтому я попросился в театр потихоньку от него, и меня взяли статистом – уж очень не хотелось идти после армии в школу. Я уехал в Киев, проработал и прожил там 5 лет. Это было замечательное время. Атмосфера в театре была необыкновенно духовной. А когда наш главный режиссер Хохлов переехал в Ленинград и стал работать в Большом драматическом театре, то через год он пригласил туда и меня. Я согласился. Стал работать в БДТ, где работаю и до сих пор, только теперь уже художественным руководителем.
-Каковы ваши главные достижения как художественного руководителя?
Самое главное, я сумел сохранить состав труппы, сохранить атмосферу театра, которая была при Товстоногове, уважение к профессии актера.
-Как вам это удалось? Ведь быть актером, даже очень хорошим, - это одно, а руководить, тем более таким количеством звезд, - это другое.
Мне помогло то, что еще раньше, во времена СССР, меня очень часто вовлекали в самую разную общественную работу. Например, я был председателем Союза театральных деятелей СССР, долгое время был председателем Всероссийского театрального общества в Ленинграде. Так что, закалка и кое-какие навыки руководить и уживаться с людьми у меня были. А остальному пришлось учиться. Честно говоря, я не думал, что останусь на этом посту долго. Я предполагал, что пробуду художественным руководителем от силы год-два. Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Поэтому я хожу в руководителях уже 16 лет.
- К вам все время приходит молодежь. Как молодые вписываются в столь звездный состав труппы?
Довольно неплохо. Вероятно, это происходит потому, что в самом театре царит хорошая доброжелательная атмосфера, особенно по отношению к молодым. Эта атмосфера была еще при Товстоногове и стала традицией. Так что, ни у кого не возникает никаких проблем. А сейчас мы организовали при нашем театре курсы, выращиваем свои собственные кадры.
- А вы на этих курсах преподаете?
Нет, у меня никогда не было преподавательского таланта.
- Дочь у вас тоже актриса?
Да, она работает в нашем театре.
- А сын?
Сейчас он работает в крупной промышленной фирме в отделе маркетинга. Он не актер и никогда не стремился к этому.
- А как ваши дети воспринимали вашу такую сумасшедшую популярность?
Это, конечно, мешало. Я даже по себе помню - когда я стал актером, за моей спиной многие переглядывались: мол, ну понятно, ведь отец актер, вот и сын тоже. Поэтому, когда моя дочь училась в институте, мне было категорически запрещено не только приходить в институт, но даже по соседней улице ходить.
- Мы с вами встретились в очень неожиданном месте, не в Питере, не в Москве, не в Лондоне, где вы и я бываем чаще. Мы находимся в Черногории, на маленьком острове, в отеле «Св. Себастьян». Вы приехали сюда отдыхать?
Это долгая история. Мой дед до революции был директором гимназии, находящейся под патронажем самого императора. Существовало тогда такое человеколюбивое общество. В 1919 году дед эмигрировал, не приняв революцию, а бабушка с детьми осталась, потому что уезжать из России не захотела. Жили они очень бедно, поэтому мой отец, как единственный мужчина в семье, хотя сам был тогда еще ребенком, был вынужден пойти работать. То есть, остался, по сути, неучем.
И вот как-то вышло объявление, что организуется большой драматический театр, и ему требуются сотрудники. Он пошел туда, надеясь, что будут и заработки, и крыша над головой. Так он и стал актером. В 20-е годы они еще имели какие-то весточки от деда из-за границы, но в 30-е все прекратилось. В конце 60-х годов мне предложили поехать в Югославию на премьеру фильма «Живые и мертвые».
Когда я уезжал, мне отец сказал, чтобы я постарался найти деда, и дал два адреса, по которым он когда-то жил. Приехав в Белград, я стал ходить по этим адресам, искал деда. Встретил много интересных людей, тоже эмигрантов. Даже таких, которые когда-то знали деда. Но никаких следов не было. Тогда мне кто-то посоветовал обратиться в русскую православную церковь. Я пошел туда и познакомился со священником, который отпевал моего деда и который показал мне его могилу. Я ее сфотографировал, отвез фотографию отцу. И где-то через год мне опять предложили поехать в Югославию в составе делегации.
Я опять пошел на кладбище, прибрал там и увидел женщину, которая возилась на соседней могиле. Оказывается, ее муж дружил с моим дедом и, будучи художником, написал его портрет, который хранился у священника. Я его забрал и привез в Россию, но, к сожалению, картина вся потрескалась и ее пришлось реставрировать. С тех пор прошло 40 лет, и я подумал, что и мой срок уже истекает и что у меня есть дети, которые тоже интересуются своими корнями. Поэтому я привез их в Белград, чтобы они побывали на могиле своего прадеда. А заодно и немного отдохнуть. Здесь потрясающе красиво.
- Вы были в армии, на войне. Когда вы снимались в фильме «Живые и мертвые», вам ваши воспоминания и опыт помогали вживаться в роль?
Конечно, помогали. Прослужив почти 8 лет в армии, я был тогда до мозга костей военным человеком. Да я и сейчас таким остался. Честно говоря, во мне актерского немного. А уж военная форма для меня вообще была родной. Мы дружили с Константином Симоновым, который тоже прошел войну. Симонов во время съемок очень придирчиво следил за тем, чтобы все было реалистично.
- После этого фильма вы стали всесоюзно известным.
Не только после него. Так получилось, что тогда вышло несколько фильмов с моим участием. Буквально один за другим. Поэтому не скажешь после которого из них я стал известным.
- А какая роль вам ближе всего?
Трудно ответить. Я по натуре самоед. Не люблю смотреть свои картины, потому что я начинаю себя критиковать – и здесь не так, и там не эдак. Поэтому у меня в памяти остаются только какие-то черты моего образа, которые мне были интересны. Самое интересное - это искать в образах своих героев противоречивость.
Как образ Королева, который в свое время держал в руках всю страну. Это был суровый и жесткий человек, но в то же время он писал своей маме письма в стихах, верил в приметы. Например, он в кармане всегда носил две копеечные монетки, которые перебирал и считал, что это приносит ему счастье. Он был человеком верующим. Об этом нельзя было говорить, но это давало возможность глубже его понять. И вот такого человека надо показать на экране. Это трудно, но интересно.
- Вы недавно закончили сниматься в новом сериале Бортко «Мастер и Маргарита».
Я играю Понтия Пилата.
- С этим фильмом связано столько мистики и слухов. Вы в это верите?
Не скажу, что с этим произведением связано что-то мистическое. Это не более чем слухи. На съемках практически всех фильмов что-то да происходит, но когда это случается на съемках «Мастера и Маргариты», то сразу поднимают шум. И кто поднимает? Ваш брат-газетчик.
- Роль Понтия Пилата - философская роль.
Не надо об этом думать. Философия любой роли - это результат. Я играл живого человека, который допустил ошибки и не мог всю жизнь себе этого простить. В каждом из нас живет свой Понтий Пилат, каждый совершал какие-то поступки, за которые потом было стыдно и за которые ему приходится раскаиваться всю жизнь. Это сидит всю жизнь, как заноза, как гвоздь...
Мне было интересно, хотя это не значит, что нечто интересное получилось. Но я очень люблю этот роман.
- Я слышала, что только в России еще до сих пор озвучивают фильмы, а на Западе эту технологию уже не применяют. Это правда?
И на Западе озвучивают фильмы. Хотя, признаться, я этот процесс не люблю. Слишком все технично там.
- Ваш театр на самоокупаемости?
Ни один театр себя не окупает. А наш театр финансирует Министерство культуры, потому что мы - федеральная собственность. Надеемся, что в следующем году нам будет присвоен грант президента, а пока что жить трудно. Ставки у актеров маленькие, поэтому им приходится подрабатывать, и я запретить им этого не могу.
- А когда вы работали с Товстоноговым, он не возражал против того, что вы снимаетесь в кино?
Сначала возражал. Конечно, кому понравится, что артист уезжает на съемки, отсутствует в театре? Но потом он понял, что хорошая роль в хорошем кино идет только на пользу театру. Он только следил, чтобы роль была действительно хорошей.
- В России кинематограф был «в загоне» целых два десятилетия, но сейчас снимается такой сериал как «Мастер и Маргарита». Судя по этому, можно ли утверждать, что кино возрождается?
Без всякого сомнения! Кино не может умереть, и оно сейчас возрождается. У нас еще будет немало хороших картин, вот увидите.
15.09.2005 Елена Рагожина
|
|