(Интервью от 15.09.2005 - Сборка из нескольких юбилейных интервью)
Кирилл Лавров: "Я не деспот, я - лирик".
Кириллу Юрьевичу Лаврову исполняется сегодня 80 лет. Несмотря на годы, актер бодр, полон сил и готовится отметить свой день рождения новым спектаклем на сцене Большого драматического театра, которым он руководит вот уже 16 лет. Кирилл Лавров, рассказывает Страна.ru, родился в семье знаменитых ленинградских артистов. Во время войны его семья была эвакуирована в Новосибирск, где в 1942 году Кирилл Лавров начал трудовую жизнь токарем завода боеприпасов. В 1943 голу он ушел добровольцем в армию, окончил военную авиационную школу в Астрахани, пять лет служил авиатехником в бомбардировочном полку. Театральную карьеру он начинал в Киеве в театре имени Леси Украинки в 1950 году. С 1955 года и по сегодняшний день Кирилл Лавров является артистом Большого Драматического театра, а с 1989 года, после смерти Георгия Товстоногова, Лавров стал художественным руководителем БДТ. В театре и кино Кирилл Лавров сыграл несколько десятков ролей. Многие из его ролей вошли в историю не только отечественного, но и мирового театра. Среди них - роль Славы в "Пяти вечерах" Александра Володина, Сергея в "Иркутской истории" Алексея Арбузова, Молчалина в "Горе от ума" Александра Грибоедова, Соленого в "Трех сестрах" Антона Чехова, Нила в "Мещанах" Максима Горького, Городничьего в "Ревизоре" Николая Гоголя, Петра Мелехова в "Тихом Доне" Михаила Шолохова, Астрова в "Дяде Ване" Антона Чехова. Кирилл Лавров начал сниматься в кино с 1956 года. Однако решающим для актера стал 1964 год, когда режиссер Александр Столпер пригласил его на роль Синцова в фильме "Живые и мертвые" по роману Константина Симонова. В 1969 году вышел фильм Ивана Пырьева "Братья Карамазовы", где Лавров исполнил роль Ивана Карамазова. Этапной для актера стала и роль Андрея Башкирцева в фильме "Укрощение огня" Даниила Храбровицкого. Потом последовала целая череда превосходных работ, таких как, граф Карнеев в фильме "Мой ласковый и нежный зверь", Гладышев в "Объяснении в любви", Виктор в "Долгой счастливой жизни", Болингброк в телефильме "Стакан воды", Ярослав Мудрый в "Ярославне - королеве Франции". Кирилл Лавров удостоен множества высоких наград: он - Герой социалистического труда, лауреат Государственных премий, обладатель орденов "Знак Почета", трудового Красного знамени, "За заслуги перед Отечеством" IV и III степеней, он - Почетный Гражданин Санкт-Петербурга, лауреат высшей национальной премии "Золотая маска" в номинации "За честь и достоинство". Его избирали депутатом Верховного Совета СССР, он был членом комитета по Государственным премиям. Лавров является президентом Международной конфедерации театральных союзов стран СНГ, членом Комиссии по науке, культуре, образованию и информации Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ. Юбилейное чествование Кирилла Лаврова пройдет в Большом драматическом театре Петербурга, которым руководит знаменитый актер. На этой сцене он уже полвека, а поворотной в его судьбе стала встреча с основателем Большого драматического Георгием Товстоноговым. С тех пор его основное амплуа - положительные герои, которые, как отмечают Вести.ru, всегда удавались Кириллу Лаврову. Как говорит сам актер, он не чувствует своего возраста. "У меня такое ощущение, что этот юбилей относится не ко мне, представить, что мне 80, я не могу", - признался Кирилл Юрьевич, назвав предстоящую церемонию "чудовищным испытанием". За свою жизнь Лавров собрал едва ли не все высшие государственные и общественные награды - от звания Героя cоцтруда до лауреата "Золотой маски" в номинации "За честь и достоинство". "У меня нет актерских амбиций, я уже наигрался. Но как только начинается репетиция, я, как старый конь, снова бодр и могу работать сколько угодно. Эта профессия приносит наслаждение", - сказал Кирилл Лавров. Накануне юбилея зрители увидели его в новом спектакле "Квартет", передает ИТАР-ТАСС. Актерскую династию продолжает дочь Кирилла Юрьевича - заслуженная артистка России Мария Лаврова, актриса БДТ. По мнению обозревателя газеты "Новые Известия", из всех эпитетов к Кириллу Лаврову больше всего подходит определение "правильный". Он - тот, о ком мечтают, чтобы был рядом в любом качестве: друга, соратника, коллеги. Мужчина, о котором каждая женщина грезит для своей дочери. Правильный человек, правильная жизнь. "Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел" - это о Лаврове. Театральное детство в семье известных актеров. Эвакуация в Новосибирск. Попытки во что бы то ни стало попасть на фронт. Вступил в комсомол, чтобы взяли в группу добровольцев, готовящихся для заброски в тыл врага. Не успел. Окончание войны встретил в военном училище, и его отец был уверен, что из него выйдет неплохой офицер. Впрочем, Лавров за что взялся, то делает на совесть (идет ли речь о вождении машины, об игре в футбол или об общественных обязанностях). Судя по спортивной выправке и стати Лаврова и его уважению к любой дисциплине, страна действительно потеряла достойного военного, но приобрела замечательного актера. В неверном актерском мире больных самолюбий, блуждающих звезд, игроков, которые снова и снова идут ва-банк, Кирилл Лавров кажется чем-то вроде полярной звезды - неизменно и ровно сияющей на небосклоне. Все эти человеческие качества актера сполна использовал и кинематограф, и театр. Всем своим героям он дарил свою "правильность" как передается в семье какая-нибудь фамильная драгоценная черточка - полуулыбка или прищур глаз. Все сыгранные им партийные деятели (вплоть до Владимира Ильича) получали это "лавровское" обаяние "хорошего человека" как лавровый венок. Однако Георгий Товстоногов - режиссер, которого Кирилл Лавров выбрал однажды и на всю жизнь, - умел этой неизменяемой правильности найти неожиданную подсветку. Театральной легендой стал Лавров-Молчалин в "Горе от ума". Хрестоматийный образ глуповатого подхалима обрел иной масштаб и объем. Этот красивый корректный молодой человек казался умнее всех действующих лиц пьесы. Он хорошо понимал время, в которое ему выпало жить, принимал его правила и играл по ним с профессиональной гордостью игрока и работника. Он презирал Чацкого именно за его неумелость и никчемность. Он пытался ему по-своему помочь и видел обреченность этих попыток. Профессиональным чиновником был и его Городничий в "Ревизоре". Его пугали и выбивали из колеи не столько "непорядки", сколько неправильность ситуации, нарушение незыблемых норм. Его Петр в "Мещанах" был человеком, который сделал себя сам и потому с кровью и болью пытается выбраться из семьи, с которой сроднился, и потому так мучительно и страшно - по-живому - приходится отрезать ее от себя. Человек долга, человек слова, человек чести, Кирилл Лавров обладает уникальным даром принять любой жизненный поворот и не поступиться своими правилами и ценностями. Вокруг вишневые сады-театры трещат от топора и ставшие хозяевами Лопахины уже напустили дачников из антреприз. Он же сохраняет БДТ, который принял и в память Товстоногова, и в силу простейшего мужского и офицерского - если не я, то кто же? Оглядываясь на длинную - в 80 лет - прожитую им жизнь, удивляешься ее ровному течению, удивляешься цельности этого характера и дару мастерства. Одной из любимых ролей последних лет стал для него Матиас Клаузен в спектакле "Перед заходом солнца" Гауптмана. Его Матиасу естественно держать спину и четко выговаривать слова - он не заботится о хорошем воспитании, он не может вести себя по-другому. Мастер прекрасной и наследственной школы Кирилл Лавров играет, как живет, - с тем сочетанием бесстрашия и благородства, которые, видимо, и называют классикой. Накануне юбилея Кирилл Лавров дал интервью сразу нескольким центральным газетам, среди который оказались "Аргументы и факты", "Российская газета", "Комсомольская правда", "Московский комсомолец" и "Новые Известия". - В моей родословной, - рассказал Кирилл Лавров корреспонденту "Российской газеты", - можно запутаться, сложные линии сходятся-расходятся... Мой дед, Сергей Васильевич Лавров, бывший до революции директором гимназии Императорского человеколюбивого общества, не принял революцию и уехал в эмиграцию. А бабка моя, Елизавета Акимовна, категорически отказалась уезжать и осталась с детьми одна в Петрограде. Дед в конце концов осел в Белграде, стал центром русской эмиграции, смотрителем русских школ, разбросанных по разным городам Сербии. Особый рассказ, как я нашел его следы и узнал о его судьбе. Я позвонил отцу, сказал, что еду в Белград на премьеру "Живых и мертвых" и услышал: "Я понимаю, что это очень сложно, но прошу тебя, вдруг будет какая-то возможность найти следы твоего деда, который жил в Белграде. Сообщаю три его адреса, после 34-го года переписка оборвалась". В Белграде я не нашел деда, и только накануне моего отлета мне посоветовали: "А вы обратитесь в православную церковь, они все знают". И я пошел в православный собор. В избушечке рядом увидел священника в черной рясе. Говорю: "Здравствуйте, я ищу своего деда. Сергей Васильевич Лавров..." "Батюшки, он был моим учителем, а мой отец был настоятелем этого собора, и мы его отпевали. Ваш дедушка скончался в 1944 году",- рассказал священник. Мы сели в машину и поехали на православное кладбище. Смотрю - белый мраморный крест, посередине в овале фотография. Отец, конечно, был счастлив: нашелся след, последний, к сожалению, но след его отца, моего деда. Мой отец, Юрий Сергеевич Лавров, в 14 лет поступил в Большой драматический театр имени Горького. До этого он работал у гробовщика, сколачивал гробы. Время было тяжелое, товар ходовой. Отец поступил в Большой драматический театр в то время, когда там работали Владимир Федорович Монахов, Юрий Михайлович Юрьев, Мария Федоровна Андреева, а литературным директором театра был Александр Блок. Получается, что наша фамилия связана с этим театром давно. До сих пор в кабинете Товстоногова висит эскиз Александра Николаевича Бенуа, где написано: "Эскиз костюма" и маленькими карандашными буквами - "Лавров". Вскоре отцу надоело участвовать в массовках и они вместе с Владимиром Николаевичем Соловьевым, очень известным режиссером, решили создать свой Молодой театр. В нем отец познакомился с молодой актрисой Ольгой Ивановной Гудим-Левкович, которая стала его женой и моей мамой. Я был ленинградским пацаном в самом банальном смысле слова. Телегин в "Хождении по мукам" говорит: "Я обычен, как восьмой номер калош". Я был абсолютно восьмой номер калош ленинградского мальчишки... - Внешне вы больше похожи на маму. А на бабушку похожа ваша дочь Маша, просто одно лицо. А внутренне вы в кого? - Многое от мамы, у нее очень сильная генетическая линия. Девичья фамилия моей бабушки по маме, Ольги Леонидовны, Лыкошина. Совсем недавно наш главный герольдмейстер Г. Вилинбахов разыскал герб дворянского рода Лыкошиных. Моя прабабушка Анна Григорьевна Лыкошина была последней владелицей имения в селе Григорьевское Вяземского уезда Смоленской губернии, в трех километрах от Хмелиты, усадьбы Грибоедовых. Дом стоял до 60-х годов, потом его уничтожили, я его не видел, застал только фундамент и взял из него на память кирпич. - Кирилл Юрьевич, с годами мы все больше теряем людей, но с кем-то из ушедших мы все равно продолжаем разговаривать, кому-то внутренне подотчетны. С кем вы продолжаете внутренне общаться? - У меня было несколько встреч, оказавших на меня большое влияние. Прежде всего это Константин Павлович Хохлов в Киеве и его помощники Николай Алексеевич Соколов и Владимир Александрович Нелле-Влад. И весь театр им. Леси Украинки оказался сильным впечатлением. А потом, конечно, Товстоногов, который стал для меня и учителем, и хозяином моих дум, и умным собеседником. По сей день он остался для меня таким. Ну а помимо театра... Это и Константин Михайлович Симонов, которого я узнал в последний отрезок его жизни. Это и Юрий Павлович Герман. Я познакомился с ним, когда снимался в картинах по его сценариям "Верьте мне, люди" и "Антонина" по роману "Наши знакомые". Потом совсем недолго общался с человеком, который произвел на меня значительное впечатление. Это Виктор Петрович Астафьев. Мы виделись не так часто, но много переписывались, он был человеком удивительной мудрости, принципиальности. Прошел всю войну солдатом-телефонистом, раненый-перераненый и физически, и духовно, обозленный, опаленный... Когда он умер, я маялся, но из-за дел не мог полететь в Красноярск на похороны. А вечером жена говорит: "Что ты маешься, беги на вокзал, садись в поезд, лети в Красноярск!" И я надел шапку и помчался на вокзал, приехал в Москву, потом в Домодедово - и успел на рейс. Судьба! И очень рад, что простился с Виктором Петровичем. - Что в эти юбилейные дни для вас самое важное, главное? - Самое радостное то, что признали какие-то заслуги нашего театра, мы получили президентский грант. Это важно мне не только как признание нашего театра, но и просто потому, что мне удастся существенно повысить зарплату нашим артистам. Это - о материальной стороне, но что поделать, мы живем в такой век. Кроме того, мне нравится, что 1 сентября на сборе труппы у людей было хорошее боевое настроение, репетируется сразу несколько пьес, предстоящий сезон ожидается насыщенным, люди будут работать... Что же по поводу юбилея... 80 лет - очень много, по сути, жизнь прожита, каждый день - подарок господа Бога, и ничего радостного в этой дате я не вижу. Единственное, что мне приятно, хотя и утомительно, - огромное внимание, которое уделяется моей скромной персоне. Значит, все это не просто так, значит, за 80 лет удалось сделать что-то доброе для людей, раз они так внимательны ко мне. Я рад, что еще до сих пор мне удается репетировать, вылезать из кабинета и идти на сцену и играть. 14 сентября, накануне моего дня рождения, мы - Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих, Зинаида Шарко и я - сыграем премьеру спектакля "Квартет" по пьесе Харвуда, репетируем утром и вечером.
Из интервью "Аргументам и фактам":
- Когда в 1989 году умер Товстоногов, всеобщим тайным голосованием меня выбрали на должность художественного руководителя театра. Против был только один голос - мой собственный. При повторном голосовании против проголосовали двое: я и моя жена. Пришлось согласиться. Никогда в жизни не думал, что я буду чем-то руководить, а тем более этим театром, который всегда вызывал у меня священный трепет! И неспроста, потому что здесь были великая труппа и великий режиссер, который был на десять голов образованнее и талантливее нас всех. Я думал, что мне придется выполнять административные функции и все это займет год-два. Но вот прошло уже 16 лет: Я очень благодарен труппе, которая не разбежалась после смерти Товстоногова и которая очень снисходительно относилась ко мне, понимая все мои трудности.
- Вам, наверное, легко было садиться в руководящее кресло - вы ведь стольких руководителей переиграли и в театре, и в кино:
- В том числе и руководителей-сволочей. А вообще я кое-что взял от своих героев. К примеру, манеру разговора с подчиненными... Но по складу характера я не командир, не деспот. Скорее лирик. На самом деле я очень мягкий и нерешительный человек. Хотя жизнь и положение заставляют иногда принимать жесткие решения.
- Бывшего хулигана теперь просто не узнать - вы действительно очень деликатный человек. Как-то еще жизнь вас изменила?
- Да. По молодости я был безумно смешливый, любил пошутить, а то и разыграть коллег по сцене. Но один случай меня от этого отучил. Шел спектакль "Традиционный сбор", в котором я не был занят, но зачем-то пришел в театр. Заглянул на сцену, где Ефим Копелян играл знаменитого кинорежиссера, к которому все бегут за автографами. И черт меня дернул: я вылез из-за кулис, смешавшись с толпой, подлез к Копеляну и говорю: "Позвольте автограф". Он, увидев меня, конечно, тут же рухнул от смеха. Вообще на сцене рассмешить актера пара пустяков: палец ему покажи - и он готов! За это меня долго отчитывал Товстоногов, а я стоял мокрый, красный и сгорал от стыда. А вообще за свои почти 80 лет я получил немало жизненных уроков. Самый главный из них - человеку предначертано все заранее. И не надо противиться судьбе, она сделает все как нужно. Я совсем не призываю к тому, чтобы пассивно существовать в этом мире, нет. Но на том главном направлении, которое тебе определяет судьба, ты должен быть очень работоспособным, чтобы добиться чего-то. И активная жизненная позиция совсем не исключается - надо обязательно добиваться того, чего тебе хочется, что ты считаешь верным. Но все равно очень многое предопределено. Я твердо чувствую, что в моей судьбе все заранее запрограммировано.
- Люди творческие в большинстве своем - с непростыми характерами, поэтому окружающим часто приходится мириться с их капризами. А вы сами какие качества категорически не приемлете?
- Не люблю интриг и сплетен. Не терплю предательства - этого не прощаю. Но вообще-то я незлопамятен. Часто возобновляю отношения с людьми, просто забывая причиненное мне зло.
- Вы - человек верующий?
По-настоящему верующими назвать себя могут очень немногие. Многие делают вид, что верят, потому что это модно. Я так сказать о себе не могу. Истинная вера - такое состояние души, которое надо заслужить. Тем более что я воспитывался в совершенно другие времена, когда о вере вообще не могло быть никаких разговоров. А в армейской среде, где я провел немалую часть своей жизни, Господом Богом был вышестоящий по званию. Тем не менее я очень завидую искренне верующим людям. Верующему человеку легче жить: он считает, что Бог его никогда не оставит. А еще он становится лучше, потому что, прежде чем совершить какое-то действие, подумает: "А чего я, собственно, прошу у Господа Бога?" По-моему, вера - это такая внутренняя тонкая субстанция, поэтому какие-то формальные вещи, которые устанавливает церковь, вызывают у меня протест. Например, я очень не люблю лицемерных церковных старушек, которые не упускают возможности сделать замечание: "Вы неправильно стоите!" Что это такое?! Я пришел открыть душу Господу, исповедоваться перед Ним, а не перед этими старушками. -
Верите ли вы, что существует жизнь после смерти?
- В то, что там что-то есть, я верю - не может все бесследно исчезнуть. Но в материальное продолжение своей жизни в нашем человеческом понимании не верю. Там, вероятно, происходит нечто совсем другое, непостижимое для нас.
15.09.2005г. Максим Редин





Жизнь продолжается За облаками

Сайт создан в системе uCoz