Рыцарь петербургского образа.
Казалось бы, совсем недавно, всего два года назад, известный всей России актер Кирилл Лавров отмечал свое 80-летие. Художественный руководитель БДТ строил обширные творческие планы, да и сам юбилей он встречал на сцене - премьерным спектаклем "Квартет". В эту пятницу из Большого драматического театра им. Товстоногова, в котором Кирилл Юрьевич до апреля работал в качестве художественного руководителя, пришла скорбная весть о его смерти. Кирилл Лавров родился в Ленинграде 15 сентября 1925 года в семье народного артиста СССР, одного из ведущих артистов Киевского русского театра имени Леси Украинки Юрия Лаврова. Мать - Ольга Гудим-Левкович - была известным в Ленинграде мастером художественного слова. Казалось, что профессии родителей заранее определили судьбу их сына. Однако маленький Кирилл, как и многие мальчишки мечтал стать моряком, летчиком и здорово играл в футбол, подавая большие надежды. Началась война и в 1943 году Кирилл добровольно ушел в армию. Ему не было полных восемнадцать лет и поэтому пришлось долго уговаривать военкома, но на фронт он так и не попал. Лаврова отправили в Усть-Каменогорск, куда эвакуировалась Астраханская военно-авиационная школа механиков. Он учился там до мая 1945 года, а затем пять лет служил техником на одном из Курильских островов, обслуживал пикирующие бомбардировщики Пе-2. После демобилизации в 1950 году Кирилл Лавров, уже попробовавший себя в художественной самодеятельности, поступил в труппу Киевского театра имени Леси Украинки. Как позднее вспоминал он сам: "Я не учился театральному мастерству, но под началом отца прошел хорошую актерскую школу". Его театральный дебют пришелся на начало 1950-х, когда на театральные подмостки вышли герои Виктора Розова в пьесах с поистине программными названиями: "В поисках радости", "В добрый час!". Затем два года он играл в массовке и был счастлив выходить на одну сцену с профессионалами. До сих пор в кабинете Кирилла Лаврова стоит фотография, а на ней известные актеры этого театра, а своим главным режиссером он по-прежнему считает Константина Хохлова, "который в свое время работал со Станиславским, и дал мне такое образование, какое ни один институт не даст". В сентябре 1955 года Кирилл Лавров из Киева переехал в Ленинград и стал работать в Большом драматическом театре, которым вплоть до 1989 года руководил Георгий Александрович Товстоногов, сделавший великими Олега Борисова, Татьяну Доронину, Иннокентия Смоктуновского, Сергея Юрского, а просто известными практически всех своих актеров. Кирилл Лавров считает, что то, кем он стал, "это заслуга Георгия Александровича. После его смерти коллектив выбрал меня художественным руководителем театра. Я согласился, чтобы не развалилось созданное Товстоноговым. После трех лет руководства истек срок контракта и я хотел уйти, но все стали просить остаться. Я настоял, чтобы при выборах художественного руководителя было тайное голосование. Меня выбрали единогласно". А еще в кулуарах Кирилла Лаврова называют "спасителем БДТ, принявшим на себя все тяготы руководства театром после смерти Товстоногова". Сегодня кажется странным, но его актерская карьера чуть было не закончилась в советские времена, когда партийное руководство едва не запретило играть ему другие роли, кроме как Владимира Ленина. В этом образе Лавров на широком экране появлялся дважды. Успех в кино и всеобщая узнаваемость пришли к Лаврову в 35 лет, при этом, по мнению критиков "успех его был взрывным и устойчивым". По признанию самого Кирилла Лаврова, он никогда не считал, что кино является важнейшим из искусств, потому что всю свою жизнь делил себя между кино и театром и отдать кому-то пальму первенства просто не в состоянии. Наверное, самым значимым для Лаврова, как актера кино стал 1964 год, когда режиссер Александр Столпер пригласил его на роль Синцова в "Живых и мертвых" по одноименному роману Константина Симонова, через пять лет последовало продолжение - фильм "Возмездие". В 1969 году выходит картина Ивана Пырьева "Братья Карамазовы", где Лавров блистательно сыграл Ивана Карамазова. Потом последовала новая этапная роль актера - Андрей Башкирцев из фильма "Укрощение огня". Затем были роли у Эмиля Лотяну (граф Карнеев в "Моем ласковом и нежном звере"), у Ильи Авербаха (Гладышев в "Объяснении в любви") и многие, многие другие. Запомнился Лавров и в исторических лентах - Болингброк в телефильме "Стакан воды" Ярослав Мудрый в "Ярославне - королеве Франции". Одной из последних и, бесспорно, удачных работ в кино стала роль Понтия Пилата в экранизации романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Его амплуа - роли героев, мужчин честных и бескомпромиссных. Один известный театральный критик, размышляя о природе дарования Кирилла Лаврова, писал, что "его герои столь мало отличаются от своих зрителей, что, кажется, совершенно свободно могли бы поменяться с ними местами и естественно влиться в поток уличной толпы, спешащей с работы". Другие критики отмечали "типажность Лаврова, удивительное совпадение его данных со сложившимися у нас представлениями об образе современника". Кириллу Лаврову повезло - он сыграл очень много разноплановых ролей, соединяя в себе Ивана Карамазова и Владимира Ленина, английского лорда и конструктора космических ракет, политрука Красной Армии и вора в законе. Но при этом все его герои - люди чести и достоинства. Даже советские чиновники в его исполнении выглядели обаятельными и честными. Театралы и киноведы в один голос отмечают, что техника Лаврова филигранна, театральный язык лаконичен, а мастерство отточено до такого совершенства, что, кажется, вовсе незаметным и объясняют неизменный успех Лаврова особой петербургской театральной школой.
Наталья Елисеева.






Жизнь продолжается За облаками

Сайт создан в системе uCoz